• Город трудовой доблести
  • Казачество
  • Новости
  • Статьи
  • Газета
  • Памятники
  • О проекте
  • Война войной, а Новый год по расписанию!
    06 янв 2022 в 10:39
    Юлия Болтаевская
    Война войной, а Новый год по расписанию!
    За 1418 дней Великой Отечественной войны Новый год приходил на планету четыре раза. Разумеется, большая часть воспоминаний тех лет связана с повседневной боевой и тыловой работой. И все же праздник не был забыт совсем. На страницах «Забайкальского рабочего» военного времени рассказывается не только о боевых и трудовых подвигах и настрое на будущие победы, но и о том, как наши земляки с душевной теплотой готовили для фронта подарки, украшали елки, проводили праздничные утренники для малышей в детских садах, заботились о занятости школьников во время зимних каникул.

    1942 год: «Для Красной Армии я ничего не жалею»

    Несмотря на то, что в годы войны жизнь была полна тягот и лишений, забайкальцы считали своим святым долгом подарить праздник тем, кто сражался на фронте. «Новогодними посылками на фронт трудящиеся области выражают горячую любовь к доблестным защитникам родины», — крупным шрифтом выведена фраза, предваряющая подборку сообщений о том, как труженики тыла готовили подарки бойцам. Так, газета рассказывала о том, что в преддверии 1942 года сбор подарков для бойцов Красной Армии успешно прошел на прииске Соловьевском. Там акушерка Д.А. Шахматова в короткий срок собрала среди домашних хозяек 123 пачки папирос, 125 кусков туалетного мыла, 11 кур, 38 носовых платков, 11 полотенец и другие вещи. Не оставались в стороне и педагоги прииска. По инициативе учительницы Истоминой педагогический коллектив и учащиеся Соловьевской школы на собранные деньги купили для отправки на фронт свинью.

    Инженерно-технических работников и служащих экспедиции станции Чита-1 вдохновил на сбор подарков 76-летний товарищ Девитте, который не работал в организации, но принимал участие в проводимых мероприятиях. «У меня есть два сына в армии, сам я инвалид, — привел слова Девитте «Забайкальский рабочий», — но для нашей родной Красной Армии я ничего не жалею. Лишний рубль, сданный на укрепление родины, это дополнительная пуля в шкуру немецких гадов».

    Не забывали забайкальцы и о радости детишек. Даже в первый тяжелый год войны находили средства, чтобы устраивать для малышей в детских садах новогодние утренники. Готовили даже новогодние костюмы: ребята наряжались в любимых персонажей сказок — кота, лису, петуха, снежинку.

    Но главное, что уже в начале 1942 года в газете стали появляться жизнеутверждающие заголовки о том, что этот новый год непременно станет годом полного уничтожения фашизма.

    1943 год: праздник дарили детям

    Встречая 1943 год, забайкальцы также старались ощутить волшебство праздника, и главное, чтобы волшебство почувствовали дети. Поэтому в последних выпусках «Забайкальского рабочего» за 1942 год так много рассказывается о подготовке к празднику школьников. «После уроков в классных комнатах Приисковой неполной средней школы ушедших учителей сменяют пионервожатые, которые с группами школьников и пионеров разучивают песни, физкультурные номера, репетируют. Деятельно готовятся учителя и учащиеся школы к проведению зимних каникул. В школе будут устроены новогодние елки. Но всех 300 учащихся тесное помещение школы сразу не вместит. Поэтому решено устроить три елки, чтобы охватить всех школьников», — сообщал «Забрабочий».

    Организованно готовились встретить новый 1943 год и учащиеся читинских школ. Так, ребята из школы № 3 планировали костюмированный вечер. Ребята из драматического кружка под руководством ученицы 10 класса Жуковой репетировали декламации, сольное пение и пляски.

    Газета сообщала о том, что на каникулы для детей подготовили обширную культурную программу областной драматический театр и кинотеатры Читы. Также во время каникул на стадионе «Динамо» проводились соревнования на первенство школ города по конькам.

    1944 год: «Светлый праздник — на Советской улице»

    К встрече 1944 года новогоднему празднику стали уделять более пристальное внимание взрослые. Читинский горисполком даже принял решение, обязывающее предприятия местной промышленности выпустить к Новому году елочные игрушки. Так, артель «17 лет Октябрю», горпромкомбинат, Читторг, Главунивермаг, спецторг, военторг, выпустили елочных украшений на 69 тысяч рублей. К продаже подготовили две сотни игрушек «Дед Мороз». Артель «Работница» изготовила разнообразные картонажные и ватные игрушки. На кирпичном заводе производили глиняные украшения. Торговать елочными игрушками должны были два универмага Читы и стадион «Динамо».

    Предприятия пищевой промышленности города готовили к новогоднему празднику кондитерские изделия для школ и детских садов. Для заготовки елок торговым организациям отвели специальную лесосеку. Открывались елочные базары.

    В первом январском номере 1944 года явно поднятия боевого духа забайкальцев был опубликован фельетон Н. Ященко «Новогодняя елка Гитлера», в котором автор открыто высмеивал стремительное ослабевание нацистской армии. «Гитлеровская елка 1944 года поражает обилием украшений. На вершине торчит молниеносно потухшая звезда «Блицкриг». На ветках болтаются всех времен года планы проваливающихся наступлений. Поджав лапы, покачиваются «Тигры» и «Пантеры», успокоенные навсегда советскими снарядами… Гирлянды из рваных танковых гусениц опоясывают елку. На видном месте — треснувшая ось. Куда ни посмотришь — везде тотальные солдатики. Елка ярко освещена. От английских фугасок и зажигалок горят немецкие военные заводы, промышленные предприятия, кварталы Берлина», — с жестокой иронией отметил автор.

    Одной из гостей гитлеровской елки стала госпожа Катастрофа, «которую гони в дверь, она лезет в окно». И, как справедливо отметил Ященко, «в концлагерь ее не посадишь». Потому и праздник у Гитлера не клеился, а «Светлый праздник — только у нас: на Советской улице, на проспекте Союзников».

    1945 год: «С годом нашей окончательной победы!»

    Празднично встречала Читинская область победный год. По данным «Забрабочего», к встрече 1945-го готовились с особой тщательностью. Еще в апреле 1944 года облисполком вынес специальное решение, обязывающее ряд организаций начать выработку елочных украшений. И в течение года их должно было быть сделано на 370 тысяч рублей. Сделано это для того, чтобы дети, спрашивая о продаже елок и елочных игрушек, не получали в ответ от продавцов односложное: «Нет».

    По замечаниям автора «ЗР», многие предприятия выполняли распоряжение ответственно, но нашлись и нерадивые, которым об изготовлении игрушек якобы ничего не говорили. В итоге на совещании при горторготделе в конце декабря 1944 года речь шла о том, что по плану нужно было продать 1,5 тысячи елок. «Торговля должна быть начата с 20 декабря. Но прошли все сроки, а в магазинах по-прежнему ничего нет. Где купить елку? Где приобрести украшения? Эти вопросы продолжают волновать трудящихся Читы», — заключил автор «ЗР» Л. Бондаренко.

    В новогодних публикациях уже звучало предчувствие скорой грядущей победы: «1944 год принес нам выдающиеся победы на фронте и в тылу. Но советский народ не привык успокаиваться на достигнутом. В наступающем новом году перед нами стоит задача полного и окончательного разгрома немецкого фашизма». И заканчивалась публикация словами, которые оказались пророческими: «С Новым годом, товарищи! С годом нашей окончательной победы над врагом!».

    ×