• Город трудовой доблести
  • Казачество
  • Новости
  • Статьи
  • Газета
  • Памятники
  • О проекте
  • Возрожденный
    21 авг 2021 в 10:57
    Олег Тополев
    Возрожденный
    ридцать километров, что разделяют Чернышевск и село Курлыч, пролетают незаметно — от пролетающих за окном авто пейзажей невозможно отвести глаз. Степные просторы с густыми медвяными ароматами трав, с их ширью и простором сменяют березовые рощи и перелески. Дорога петляет меж ними и выносит вас на косогор, с которого открывается вид на Курлыч. Человек, приехавший сюда впервые, непременно остановится, выйдет из машины, чтобы оценить красоту, рассмотреть белоснежную церковь, что, как лебедь, плывет по волнам местного разнотравья.

    Храм Спаса Нерукотворенного — вот первое, что видишь, когда переваливаешь сопку над селом. На фоне поредевшего села с почерневшими от времени избами и покосившимися заборами ослепительно белый храм с сияющими куполами смотрится как картинка из другого мира.

    Взгляд в прошлое

    В начале ХХ века Курлыч был большой казачьей станицей, включавшей в себя 12 казачьих поселков, четыре из которых ныне относятся к Сретенскому району — Адом, Абрамовка, Мыгжа и Чикичей, а восемь — к Чернышевскому району — Алеур, Яковлево (ныне — Икшица), Николаевский (Укурей), Ново-Покровский (Гаур), Кожино (Утан), Васильевка (Нижняя Икшица), село Курлыч и Поповский, который позже стал называться поселком Чернышевск.

    Будущий Чернышевск до той поры, как сюда пришла железная дорога, был частью Спасской станицы поселка Курлыч. Но Транссиб прошел вдоль реки Куэнга, и всего лишь спустя полвека после этого Чернышевск и Курлыч поменялись ролями — первый стал районным центром, а второй постепенно захирел и обезлюдел.

    автора

    Спас Нерукотворенный

    Первая церковь в Курлыче появилась еще в 1770 году. Была она деревянной. Через шестьдесят лет — в 1830 году — вместо пришедшей в негодность была построена новая, тоже деревянная и с тем же названием — Спасская церковь. Но, по всей видимости, место для нее выбрали не самое удачное, и уже через пять лет ее своды дали трещины и ее разобрали.

    Каменный храм Спаса Нерукотворенного начали возводить в 1901 году и построили лишь к 1903 году, хотя подготовка строительства заняла долгих 20 лет.

    «У стен деревенской церкви по праздникам собирались при всем военном параде казаки, несшие ратную службу по береговой охране судоходной реки Шилки у границ старинного забайкальского города Сретенска. Ратные служивые строем проходили с казачьими маршевыми песнями по центральной улице, привлекая внимание станичной округи.

    У церкви при всем честном народе они торжественно принимали присягу. Нарядные казачки несли в церковь родившихся детей, чтобы их непременно окрестить, как полагалось по строгим правилам казачьих устоев. При Спасском храме была двухклассная школа для детей Курлыча и соседних сел, а учителями были священники», — пишет сотрудник Чернышевского краеведческого музея О.А. Малахова в своей статье о церкви в деревне Курлыч.

    Через 27 лет, уже при другой власти, Спас Нерукотворенный стал не нужен.

    «Наступившая советская эпоха переменила всю жизнь церкви… в 1930 г. храм был разграблен, оклады икон разбиты. Огромные живописные иконы величиной в человеческий рост крушили и бросали в воды Курлыча, поскольку по религиозным законам зарывать церковное имущество в землю было большим грехом. Большой медный колокол, не проходивший ни в одно окно, вытащили, разбомбив межоконный пролет, и сбросили на землю, а после увезли в село Укурей Чернышевского района на переплавку. Ночью воры спилили с малых башенок церкви три золоченых креста», —  пишет Малахова.

    Местные любят рассказывать приезжим историю о четырех активистах (больше никто не захотел браться за это небогоугодное дело), которые взялись сбросить колокол с Курлыченской церкви. Со своей задачей они справились, но участь всех четверых была печальна: один ослеп, другой четыре года после этих событий тяжело болел и умер, третьего убили в пьяной драке, а четвертый бесследно сгинул.

    Может быть, и закончила бы церковь свое существование в годы безбожья, но Советская власть невольно ее и спасла — в ней устроили зернохранилище, а так как отношение к хлебу и в Советском Союзе было очень бережным, то хранили и храм, иначе не дожил бы он до наших дней.

    автора

    Храм

    Въезжаем в Курлыч, проезжаем по мосту через одноименную речку и едем по улице к храму. На одном из зданий неподалеку от храма прибита табличка — «Клуб Библиотека». Ради интереса тяну на себя обитую железом дверь — не заперто. Внутри пусто и пахнет мышами. Посреди избы стоит такой же покосившийся стол, да в углу валяется пара пустых водочных бутылок.

    Буквально через пять минут после того, как мы подъехали к храму, на стареньком мотоцикле с коляской подъезжает местный житель. Знакомимся. Зовут Евгений. Служит при церкви сторожем. С началом отопительного сезона будет еще и оператором храмовой котельной.

    — Вот вас увидел, решил посмотреть, что делаете, — признается хранитель храма.

    Немногословного Евгения разговорить удалось не сразу.

    — Местных много в храм ходит?

    — Есть немного, — отвечает, — но больше из других сел приезжают. Из Чернышевска едут, Укурея, Жирекена и из Сретенского района тоже приезжают.

    Населения в Курлыче осталось всего ничего — 230 человек. Это официально. Реально — гораздо меньше, многие уехали на заработки или на учебу, но продолжают числиться как жители села.

    При знакомстве с селом первое, что бросается в глаза, это мирно пасущиеся на улицах куры и свиньи. В других забайкальских селах, где приходилось бывать, такое увидишь крайне редко.

    Евгений подтверждает наши предположения.

    — Да, только у нас такое, в других селах воруют, — говорит он, — и в Икшице, и в Посельском, везде воруют.

    Пользуясь своим служебным положением, Евгений открывает перед нами двери храма, и мы входим внутрь. Светло, чисто и тихо, слышно, как по крыше разгуливают голуби.

    Взгляд невольно останавливается на иконостасе. Его изготовили мастера из города Шуи, что в Ярославской области. Сначала они приезжали сюда в Курлыч, сделали необходимые замеры. Установили же в 2014 году.

    Коллизии времени

    Более ста лет назад храм в Курлыче строили всем миром. Из близлежащих сел в огромных количествах везли яйца, их использовали для приготовления раствора. Из-под Олова везли камень. Песчаник выламывали где-то неподалеку. Кирпич делали на месте, с колокольни храма на противоположном берегу ручья Курлыч еще хорошо различимы ямы, откуда брали глину. Там же кирпич формовали, а затем обжигали.

    Самое же интересное, что в начале ХХ века основную часть строительных работ по возведению храма производили китайцы, сто лет спустя восстановлением занимались уже… корейцы из Северной Кореи.

    Более 70 лет храм стоял пустым. После распада СССР в нем и зерно прекратили хранить. Он стоял и разрушался. Скорее всего, его бы постигла та же участь, что и Храм Успения Богородицы в Монастырском (Калинино), но однажды в село заехал один неравнодушный человек — Федор Николаевич Нечкин. Он увидел храм, летящий над Курлычем, и был очарован его величием. В тот же день он дал себе обещание, что восстановит его.

    Когда о благородной идее узнали, нашлись люди, готовые помочь в восстановлении храма. Но когда работы по его восстановлению близились к завершению, Федор Николаевич умер. О том, что он на собственные средства восстанавливал храм в далеком селе, его семья узнала лишь после смерти и приняла решение завершить начатое им дело.

    Сегодня храм Спаса Нерукотворенного является настоящим украшением не только села Курлыч, но и всего Чернышевского района. Сюда едут и идут из окрестных сел, и есть надежда, что с храмом скоро воспрянет и сама казачья станица!

    ×