• Город трудовой доблести
  • Казачество
  • Новости
  • Статьи
  • Газета
  • Памятники
  • О проекте
  • Историческая миссия казаков не завершилась
    28 окт 2021 в 11:27
    Екатерина Еременко
    Историческая миссия казаков не завершилась
    В предыдущем выпуске нашего ежемесячного «казачьего» приложения мы рассказали, почему современного воспитания недостаточно для формирования из подрастающего поколения полноценной, духовно развитой личности. Опираясь на доклады научной конференции Забайкальского государственного университета, мы пришли к выводу, что именно казачья культура обладает всеми необходимыми качествами для выполнения этой задачи. В конце мы упомянули имена нескольких литературных авторов, возвращающих интерес забайкальцев к истории и культуре казачества. Сегодня мы расскажем о творчестве этих людей подробнее. Быть может, им заинтересуется и наш любознательный читатель.

    Чем наши казаки выделяются?

    Прежде, чем познакомиться с книгами, следует понять: а в чем все-таки особенность забайкальских казаков по сравнению с собратьями из других частей России? Почему следует обратить внимание именно на региональный опыт?

    Языковой анализ доказывает, что забайкальские казаки вышли из новгородских. Придя на забайкальские земли в XVII веке и породнившись с коренным населением — тунгусами и бурятами, вобрали в себя их национальные особенности и образовали новую этническую группу — гураны. Появился новый тип казака, воплотивший в себе силу и удаль, выносливость и неприхотливость, терпеливость, трудолюбие и бескорыстие. На многие годы эти черты стали отличительными для забайкальских казаков. Эта общность  17 марта 1851 года по указу Николая I официально станет первым Забайкальским казачьим войском.

    Но у наших казаков есть и другая уникальность — несколько грустная. Забайкальское казачье войско накануне революции состояло из четырех войсковых отделов. Первый и второй составляли старожильческие казаки, третий и четвертый — относительно «новоприбывшие», вошедшие в состав войска в 1851 году из Нерчинского заводского горного ведомства. С отречением Николая II земли ведомства переходили государству, и казаки надеялись, что получат их себе. Потому в марте 1917 года состоялся первый съезд Забайкальского казачьего войска, на котором третий и четвертый отдел приняли решение о ликвидации казачества. Это был единственный в России случай, когда казаки отказывались от своего сословия. Конечно, в итоге никто ничего не получил, а репрессированы были все. Только теперь, когда казачество восстановлено, общество понимает цену былой утраты. Как никогда раньше, система воспитания требует обращения к почти забытым традиционным культурным ценностям.

    Шесть томов казачества в лицах

    Первая книга в нашем повествовании — шеститомник «Георгиевские кавалеры Забайкальского казачьего войска», которую представлял ее главный редактор Геннадий Жеребцов. Идея создать такую книгу пришла к нему внезапно.

    Еще с 1990-х годов, когда на большом московском казачьем круге было принято решение о воссоздании Забайкальского казачьего войска, наш земляк — военный корреспондент Виталий Апрелков — стал издавать специальные приложения к газете «Казачий караул». В редакцию присылали много фотографий, с которых смотрели молодые чубатые казаки с георгиевскими крестами на груди. Однажды в гости к Апрелкову пришел Жеребцов и увидел целую рукописную книгу, в которой были собраны десятки имен забайкальских казаков, распределенных по алфавиту, с указанием всех званий и наград. Такие ценные исторические сведения нужно публиковать, это и предложил Жеребцов. Кроме них в разработке книги принимали участие и другие авторы.

    Первый и второй том посвящены русско-японской войне. Причем в них собраны имена не только офицеров, но и рядовых солдат. О каждом человеке указаны хотя бы минимальные биографические сведения: из какой он станицы, живы ли его родственники. Второй том посвящен Китайскому походу. Это настолько редкое историческое событие, что на момент разработки книги Жеребцов, историк по образованию, не слышал о нем ни слова. Четвертый том посвящен первой мировой войне, и на германском и на турецком фронтах которой воевало огромное количество наших казаков. Сложнее всего, как рассказывает Геннадий Александрович, было писать пятый том, потому что он посвящен гражданской войне: наша территория, наши казаки с двух сторон одной баррикады — друг против друга. Старожилы тогда примкнули к белым, а «новоселы» — к красным, начиная старые распри…  Не выиграл от этого никто. Последний том посвящен даурским казакам. В нем в том числе рассказывается о людях другой национальности, примкнувшим к нашему казачеству.

    Этот шеститомный труд оказался поистине кладом для забайкальцев. Многие не просто приняли его и заинтересовались историей, но и нашли среди указанных имен своих предков…

    Уже после выхода первых частей книги в издательство стали приходить читатели, нашедшие на ее страницах информацию о своих далеких родственниках. Однажды зашел бывший заключенный, весь в наколках. Он сказал: «Если бы я знал в юности, что мой дед был включен в эту книгу как герой Отечества, да разве я пошел бы по преступному пути? Я бы стремился быть, как он…  Сейчас уже поздно, но я буду стараться». Такие были воспитательные примеры.

    Посвященная ундинским казакам

    Призывает изучать региональную историю и другая книга — «Ундинская слобода, станица (1697-1916)», написанная Николаем Казаковым. Толчком к созданию этой книги стала работа над другим проектом — генеалогическим древом собственной семьи. В 2010 году Казаков издал печатную версию своей родословной. В книге было отмечено 308 человек, по каждому из которых была дана краткая информация, по возможности — две фотографии: в юности и в старости, и сведения о родственниках. Многие, кто видел эту книгу, брали схему материала за основу и создавали собственную линию родословной, поддерживая традиции забайкальских казаков.

    Незадолго до этого, в 2009 году, на кладбище села Унды общими семейными усилиями Казаковы установили памятник казакам, убитым в годы политических репрессий. На памятнике было размещено 12 керамических табличек, на которых перечислены все фамилии казаков села. Местные жители, обнаружив памятник, выразили благодарность его строителям на страницах газеты. Теперь сельчане знали, где помянуть своих трагически погибших отцов…

    После этого Николай Георгиевич заинтересовался историей своего села. Его удивляло, что еще нигде не представлена обобщенная информация о том, что произошло здесь за более чем 300 лет. В 2019 году вышла книга «Ундинская слобода, станица», основанная на конкретных исторических событиях и фактах, собранных в краевом государственном архиве. В ней нет ни одного вымышленного имени. Первые сведения о разведчиках-казаках Иване Галкине и Василии Колесникове, которые представили первую карту этих мест, относятся к 1649 году. Ценность книги заключается в том, что в ней собран достаточно большой объем материала, который редко встречается в иной литературе.

    Юным казачатам посвящается

    Но если предыдущие книги за счет своей строгой фактологической структуры подходят, скорее, для чтения старшими детьми, то творчество Юрия Курца изначально было рассчитано на умы юных и неопытных казачат. Забайкальский писатель, поэт и журналист сам был казачьим полковником. Особое внимание он всегда уделял воспитанию молодежи, в руках которой будущее страны.

    Для самых маленьких Курц написал поэтический сборник «Синегорье», в который поместил стихи о Забайкальском крае, его красотах и людях, в частности, о детях. Любимым художественным образом Курца выступает образ коня, который одновременно и друг казака. Образ малой родины — забайкальский дом, наполненный радостью, совместным трудом, дружбой и любовью. А дома героев его поэзии всегда ждет большая семья из нескольких поколений — отцов и детей.

    Курц воспитывает ребят через описание труда. Только в нем раскрывается настоящее чувство свободы, соединения людей, радости от участия в важном для семьи и села деле. Кроме стихов в «Синегорье» помещены небольшие рассказы о животных — все поучительные: учат труду и милосердию. Отдельно автор рассказывает о героизме забайкальских казаков в освоении земель, строительстве станиц, участии в войнах.

    А для казачат-старшеклассников написана книга «На арчаке казачьего села». Она напоминает молодому поколению многовековую трудовую историю российского казачества. Благодаря ей казачата возрождают свои культурные традиции, применяют к собственной жизни казачьи ценности, идеи, смысл русской жизни.

    Хотя все это художественные произведения, они основаны на большом количестве задокументированной информации,  воспоминаниях очевидцев и личном опыте писателя. Поучительные тексты Юрия Курца предназначаются, в первую очередь, молодежи, которая не помнит своих корней. Автор настаивает на том, что историческая миссия казачьего народа не завершилась. Сила российской государственности по-прежнему находит опору в древнем арчаке казачьего седла.

    ×